история Дагестана
Программа
по Истории Дагестана для 8 класса включает период с древнейших времен до конца XVIII века. Для изучения истории Дагестана в 8 классе
отведены 34 часа (1 час в неделю).
В
программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события
довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов,
протекавших в этом регионе Кавказа.
Она
дает учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана,
включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями региона.
В
программе учтен важный аспект – воспитательный.
Программа
позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебник дает
материал по истории родного края, о событиях, сыгравших важную роль в
становлении государственности в данном регионе Кавказа, о совместной борьбе ее
народов с завоевателями за сохранение идентичности и самостоятельности.
Нормативная база:
Рабочая программа
по предмету «История Дагестана» на
2020/2021 учебный год для обучающихся 8 классов МБОУ «Гимназия» с.Карабудахкент
разработана в соответствии с требованиями
следующих документов:
-Федеральный закон №273-ФЗ (от 29.12.12) с изменениями и
дополнениями;
– Закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закона
Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан»;
– ФГОС
второго поколения основного общего образования
–
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных организации, реализующих программы общего образования;
–
Республиканского базисного учебного плана для образовательных организаций
Республики Дагестан, реализующих программы общего образования.
Автор учебника Магомедов Р. М. – Махачкала:
издательство НИИ педагогики, 2002 г.
Дополнительный материал, используемый на
уроках:
1.
Учебники по Истории Дагестана
2.
Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое
пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.
История Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев,
О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов.
4.
Методическое пособие В.В.Мамцева к учебнику М.С.Гаджиева.
5.
Краеведческий материал.
Планируемые результаты
Целями реализации
регионального компонента по истории Дагестана
являются:
- воспитание разносторонне развитой личности
гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее
историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей
и потребностях современной жизни;
- формирование способности учащихся к
самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в
условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по истории
Дагестана:
- дать учащимся целостное представление об
историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного
края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в
ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями народов, населяющих Дагестан, для применения
полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности,
участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных
проблем;
-обеспечить понимание идеи межнационального
согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона,
сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного
взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного
поведения;
-способствовать этнической идентификации и
политической консолидации населения;
-помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб
трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в
ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной
трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
-пробуждать интерес к судьбам людей родного
края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего
поколения, институту семьи;
-развивать у обучающихся интерес к родной
истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком
материале;
-развивать творческие способности обучающихся на
основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных
источников по истории края;
-создавать условия для приобщения обучающихся к
культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах
творчества земляков – известных деятелей культуры;
-формировать у учащихся собственное оценочное
отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
В целом, одной из важных задач прохождения
курса является - привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то
достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои
обычаи.
Показать многовековой труд поколений,
чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными
захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями
прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых
испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое
дагестанцев тесно переплетается с
историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других
народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная
веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает
талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о
будущем», - говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу
знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты
выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Важно,
знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее вглубь
тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые – историки,
археологи, этнографы.