23.01.2020
Одним из приоритетных направлений работы учителя в
условиях внедрения ФГОС. Ряд лет работаю над проблемой «Приобщение учащихся к научно-исследовательской
деятельности» по теме «Этнография и фольклор кумыкского народа». Вовлечение
обучающихся в научно-исследовательскую деятельность осуществляется путем
сочетания разных форм организации учебно-воспитательного процесса: уроков,
внеклассных мероприятий, научно - практических конференций,
фольклорно-этнографических экспедиций, летних лагерей, которые дополняют друг
друга. Организуя деятельность обучающихся, учитываем следующие положения:
преодоление равнодушного отношения некоторых детей к культуре родного народа,
предельное приближение деятельности к носителям культуры (во время экспедиции),
учет возрастных особенностей воспитанников.
Приобщая детей к научно-исследовательской
деятельности, стремимся решить 3 задачи:
1. Познавательную – расширение и углубление
знаний о культуре родного народа;
2. Ценностную – выработку умений оценивать свой
поступок и поступок других людей с позиции добра и зла;
3. Деятельностную - формирование и развитие
практических умений сбора материалов фольклора и этнографии.
Решение первой и второй задач осуществляется в урочной
(на уроках родной литературы) и внеурочной
деятельности, где изучаем теоретические основы.
Третью задачу – деятельностную – решаем по 2
направлениям:
1. участие в научно-практических конференциях
различных уровней (школьного, районного,
регионального);
2. организация научно-исследовательской
деятельности школьников в летние месяцы во время проведения
фольклорно-этнографических экспедиций. Самой удачной формой реализации этого
направления является создание интеллектуального лагеря, где можно организовать
несколько экспедиций. Лагерь работает 2-3 недели, но подготовка к нему ведется
в течение всего учебного года. Это и изучение научной литературы, и разработка программы
исследований, и консультации научных работников. После завершения
полевых работ в условиях лагеря начинается обработка собранных материалов,
оформление отчетов в форме творческих проектов, а зимой защита их на улусных и
других конференциях.
Исследовательская работа – прекрасное поле
деятельности для обучающихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:
1. решение общественно-значимых задач;
2. самореализация личности;
3. навыки общения в
коллективе;
4. формирование культуры общения с
пожилыми людьми;
5. сотрудничество, воспитание чувства
ответственности за любое дело;
6. умение проектировать.
Тематика исследовательских работ зависит от многих
факторов, но прежде всего от профессиональных навыков и интересов руководителя,
имеющейся материальной базы, наличия методических разработок, интересов детей.
Направления исследовательских работ обучающихся:
- изучение местного фольклора;
- исследование материалов этнографии;
- краеведение;
- исследование текстов художественных произведений.
Условия эффективности организации исследовательской
деятельности
1. Значимость и актуальность выбранной темы.
2. Знакомство с достаточным объемом литературы
по данной проблеме.
3. Четкая постановка цели и задач.
4. Правильный выбор и освоение методики
исследования.
5. Грамотное планирование и поэтапное
распределение работы.
6. Качественная обработка собранного материала.
7. Умелая формулировка выводов.
8. Соблюдение требований к оформлению
исследовательской работы.
Четкая организация, педагогическая целесообразность,
учет индивидуальных способностей и возможностей детей – непременные условия
успешной научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Уделяю
большое внимание привлечению родителей и общественности в учебно-воспитательный
процесс и социальному
партнерству. Разработан и реализуется совместный проект с
сельской библиотекой по патриотическому воспитанию сельской молодежиВ рамках
проекта проведены мероприятия по возрождению родных языков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2020
Дата обновления: 23.01.2020
Дата публикации: 23.01.2020